Истоки войны против ИГИЛ

Корни ИГИЛа произрастают из иракской армии Саддама Хуссейна(1), в основном состоящей из суннитов и баасистов. Эта армия была одной из самых многочисленных в мире до военного вторжения США в Ирак в 2003 году. (2) После того как режим баасистов был свергнут, члены этой социалистической партии Ирака более не имели права быть частью армии или занимать государственные позиции. (3) Обездоленные, изолированные и покорённые оккупационными силами США, а в последующем иракским правительством шиитов во главе с премьер министром Нури аль-Малики, бывшие военные суннитской армии начали затянувшееся восстание, избрав в качестве своего названия «Аль-Каида Ирака», что позже было изменено на «Исламское государство Ирака» (ISI). (4)

Тем временем, начавшийся с протеста 2011 года против режима Асада в Сирии хаос (приведший впоследствии к настоящей гражданской войне в 2014) предоставил «Исламскому государству Ирака» возможность захватить территорию за своими границами. (5)

В 2014 году «Исламское государство Ирака» провозгласили свою «столицу» в захваченной сирийской провинции Ракка и изменили название группировки на «Исламское государство Ирака и Леванта». (6) Вскоре после этого ИГИЛ захватил близлежащие сирийские нефтяные скважины и нефтеперегонные заводы, что позволило им существенно увеличить свои финансы. (7) Затем ИГИЛ заинтересовался окрестностями Мосула, второго по величине города в Ираке, расположенного на реке Тигр, который был захвачен группировкой в 2014 году. (8) Таким образом ИГИЛ завладел многомиллионными долларовыми банковскими активами, танками и снаряжением, захваченными у иракской армии, которая сдала Мосул практически без борьбы. (9) Благодаря широким финансовым возможностям и военным ресурсам ИГИЛ стал захватывать город за городом в Ираке и Сирии.

В результате же продолжающегося подавления иракских суннитов правительством Малики, ИГИЛ с лёгкостью преодолевал их территории, так как они вовсе не были довольны правящим режимом по понятным причинам. (10) Эксперты считают, что большинство главарей ИГИЛ является бывшими военными Саддама Хуссейна, разведчиками и правоохранителями. (11) Однако, в течение 2014 года, ряды ИГИЛ существенно пополнились. Более чем 10 000 зарубежных боевиков из арабского мира и Восточной Европы прельстились фундаменталистской идеологией и чередой военных успехов. (12)

Название «Исламское государство» отражает продекламированную группировкой цель создать исламский халифат в восточном средиземноморье. ИГ установил репрессивные законы и условия на жителей контролируемых территорий подобно режиму Талибану, ранее действовавшему на территории Афганистана. ИГИЛ обезглавил тысячи христиан, курдов и шиитов, а также разгромил святые места шиитов (раки) и древние постройки в местах своего правления на территориях Сирии и Ирака. (13)

Стратегия захвата и контроля над территориями Ирака и Сирии отличает ИЛИЛ от Аль-Каида тем, что последние были сфокусированы на атаках против западных интересов. (14) Ввиду различных целей, тактики и продолжающегося конфликта с «Фронтом ан-Нусра» (с июля 2016 года «Джебхат Фатах аш-Шам»), которые рассматривались как главные представители Аль-Каиды в Сирии, лидеры Аль-Каиды отреклись от ИГИЛ. (15) Таким образом США нажили себе 3 врагов в сирийском конфликте: правительство Асада, «Фронт ан-Нусра» (Аль-Каида в Сирии) и ИГИЛ.

Гуманитарная катастрофа, случившаяся в августе 2014 года, послужила причиной первых авиаударов со стороны США. После захвата Мосула, боевики ИГИЛ атаковали города синджарской области, населённые курдским малым народом, известным как езиды. Они убили тысячи мужчин и забрали сотни женщин и детей в рабство. (16) Когда порядка 30 000 езидов попытались спасти на горе Синджар высотой около 1460 метров, боевики ИГИЛ отрезали им путь спасения. (17)

В то же время, со стороны Ирака не поступало разрешения США использовать силу против ИГИЛ на территории своего государства, но так как запасы воды и еды езидов всё убывали, президент Обама авторизовал авиаудары против боевиков во имя спасения жизней езидов со словами: «Когда у нас есть исключительная способность предотвратить убийства, Соединённые Штаты не могут просто отвести глаза.» (18)

Под давлением Штатов иракский премьер министр Малики ушёл в отставку спустя несколько дней после езидской операции и на его место пришёл Хайдар аль-Абади, выказывающий более умеренные взгляды и способный в большей мере повлиять на установление мира с суннитами. (19) По прошению аль-Абади, США начали операцию под названием «Непоколебимая решимость», что означало последовательные и обширные авиаудары по объектам ИГИЛ в Августе 2014. (20) 19 сентября Франция присоединилась к бомбардировкам в Ираке, а двумя неделями позже Соединённое Королевство привело еще двух своих натовских союзников для нанесения совместных авиаударов по Ираку. (21)

Согласно международному праву государство может использовать силу на территории другого государства в трёх ситуациях:

  • С согласия другого государства
  • С разрешения Совета Безопасности
  • Действуя в рамках самообороны против вооружённой атаки

В отличие от Ирака, Сирия не давала согласия на использование силы против ИГИЛ на своей территории другими государствам (кроме России), на что представитель Государственного Департамента заявил: «Мы не нацелены на получение одобрения от сирийского режима» (22) Плюс, являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, Россия наложила вето на использование силы в Сирии. (23) Россия с давних пор является мощным союзником режима Асада, что позволяет ей иметь единственную военно-морскую базу вне территории бывшего Советского Союза, а именно в сирийском средиземноморском порту Тартус. (24) Также, кажется, что Россия движима целью препятствования осуществления политики США на Ближнем Востоке. (25) Министерство иностранных дел России также продекларировало, что без резолюции Совета Безопасности ООН, любые военные действия против Сирии составят незаконный акт агрессии. (26)

Тем не менее, не дожидаясь согласия со стороны Сирии или авторизации Совета Безопасности ООН, 23 сентября 2014 года США стали наносить авиаудары по владениям ИГИЛ при поддержке Бахрейна, Иордана, Саудовской Аравии и ОАЭ. (27) Позже, в феврале 2015 года и в апреле 2015 Иордан и Канада присоединились к бомбёжкам с воздуха, направленным против боевиков ИГИЛ в Сирии (28)

Военно-воздушные силы США, участвовавшие в нанесении ударов, включали истребители-бомбардировщики F-15, F-16, F/A-18, F-22 и B-1 наряду с ракетами «Томагавк», выпущенными с американских военных кораблей в Красном море и северо-арабском заливе. (29)

С августа 2014 по август 2015 коалиция во главе с США совершила более чем 5500 авиаударов по мишеням ИГИЛ в Ираке и Сирии, что привело к гибели более 15000 боевиков. (30) Несмотря на заявленный американскими и британскими военачальниками успех (31), по отчётам силы ИГИЛ возросли на более чем 31 500 человек в течение бомбардировок благодаря постоянному притоку новобранцев со всего мира, покрывая тем самым потери ИГИЛ. Всё это делало войну против ИГИЛ предположительно очень долгой. (32) Позже, 31 октября 2015 года ИГИЛ сбили российский авиалайнер над синайской пустыней, где находилось 224 пассажира. А 13 ноября 2015, совершив атаки на рок концерте и спортивном стадионе в Париже, было убито 130 человек и 368 ранено. (33)

2 декабря 2015 года в ответ на это Совет Безопасности ООН единодушно приняли Резолюцию 2249, определив ИГИЛ «глобальной и беспрецедентной угрозой миру и безопасности», призывая предпринять «все необходимые меры», чтобы «устранить убежища ИГИЛ» в Сирии. (34)

Майкл Скарф (Как война против ИГИЛ изменила международное право)

Перевод:  Вита Шахрокхи

 

  1. Бен Смит, ИГИЛ и сектантский конфликт на Ближнем Востоке
  2. Джон Бродер и Дуглас Джехл: «Иракская армия: 5ая в мире по численности, но полная жизненно важных слабостей». Доступно по ссылке: http://articles.latimes.com/1990-08-13/news/mn-465_1_iraqi-army[https://perma.cc/E525-EHFE]
  3. Смит (9)
  4. Смит (1)
  5. Тот же
  6. Тот же
  7. Тот же (17)
  8.  Мартин Чулов: «Повстанцы ИГИЛ захватывают иракский город Мосул», The Guardian (10 июня, 2014) http://www.theguardian.com/world/2014/jun/10/iraq-sunni-insurgentsislamic-militants-seize-control-mosul [https://perma.cc/RD3V-N6JU]
  9. Смит (16-17)
  10. Тот же (24)
  11. Тот же (9)
  12. Тот же (20)
  13. Тот же (11)
  14. Смит (12)
  15. Тот же (14)
  16. Стив Хопкинс: «Страшнейший ужас езидов, не сумевших спастись с горы Синджар. ООН подтверждает казни 5000 мужчин и ещё 7000 женщин захвачены в качестве сексуальных рабынь.» (Daily Mail, 14 октября 2014: http://www.dailymail.co.uk/news/article-2792552/full-horror-yazidisdidn-t-escape-mount-sinjar-confirms-5-000-men-executed-7-000-womenkept-sex-slaves.html [http://perma.cc/99WH-GFYW].)
  17. Харун Сиддик: «20 000 окружённых иракцев смогли спастись бегством от боевиков ИГ после воздушных атак армией США». The Guardian, 10 августа 2014. http://www.theguardian.com/world/2014/aug/10/iraq-yazidi-isisjihadists-islamic-state-kurds [http://perma.cc/2WAR-D7M3].
  18. Хелен Купер и Майкл Щир: » Пентагон заявил, что осада горы в Ираке снята». NY Times, 14 августа 2014 года http://www.nytimes.com/2014/08/14/world/middleeast/iraq-yazidirefugees.html?_r=0 [http://perma.cc/DP69-NY7D]; Хелен Купер, Марк Лэндлер и Алисса Рубин: «Обама разрешил совершение ограниченных авиа ударов по ИГИЛ.» NY Times, 7 августа 2014 http://www.nytimes.com/2014/08/08/world/middleeast/obama-weighsmilitary-strikes-to-aid-trapped-iraqis-officials-say.html?_r=0 [http://perma.cc/693E-LYVH].
  19. Смит (24)
  20. Клэр Миллс: «ИГИЛ/Даеш: Военный ответ в Ираке и Сирии», 11 Сентября 2015 (6)
  21. Смит (стр. 51-52)
  22. Миллс (стр. 55, предупреждение режима Асада о незамедлительных воздушных атаках в сентябре 2014 без запроса разрешения на военные действия)
  23. Совет Безопасности ООН налагает запрет на резолюцию по осуществлению военных действий в Сирии. CBS NEWS, 28 августа 2013 http://www.cbsnews.com/news/syria-resolution-authorizing-militaryforce-fails-in-un-security-council/ [http://perma.cc/3ZGZ-96HM].
  24. Смит (42)
  25. Смит (14)
  26. Сомини Сенгупта: «Масса возможных возражений против обширных авиа ударов в Сирии». NY Times, 17 сентября 2014. http://www.nytimes.com/2014/09/18/world/middleeast/a-host-ofpossible-objections-to-expanded-airstrikes.html?_r=0 [http://perma.cc/U5NT-ET95].
  27. Джулиан Барнс и Дион Ниссенбаум, США: «Арабские союзники присоединяются к атаке с воздуха по объектам ИГИЛ в Сирии». Wall Street Journal. http://www.wsj.com/articles/us-arab-allies-launch-airstrikes-againstislamic-state-targets-in-syria-1411436642 [http://perma.cc/HF7MRGTJ].
  28. Миллс (10-11)
  29. Смит (53)
  30. Джим Майклс: «15 000 убито, но ИГИЛ не сдаётся». USA Today, 30 июля 2015. http://www.usatoday.com/story/news/world/2015/07/29/air-campaignkills-15000-isis-militants-pentagon-iraq-syria/30750327/ [http://perma.cc/6P6X-WR9L].
  31. То же
  32. То же
  33. Армин Роузен: «Менее чем за месяц ИГИЛ совершает 2 наиболее тревожные атаки». FIN.TIMES, 18 ноября 2015. http://www.businessinsider.com/isis-paris-plane-attacks-2015-11 [https://perma.cc/9M3M-3P9A] Адам Чэндлер и другие: «Парижские атаки: по свежим следам». The Atlantic, 22 ноября 2015 http://www.theatlantic.com/international/archive/2015/11/parisattacks/415953/ [https://perma.cc/NM9A-F695]
  34.  Резолюция ООН 2249, 20 ноября 2015: http://www.un.org/press/en/2015/sc12132.doc.htm

Leave a Reply

Ваш e-mail не будет опубликован.

Background on the war on ISIS

ISIS has its roots in the Sunni/Baathist-dominated Iraqi army of Saddam Hussein(1) which was one of the largest armies in the world before the U.S.-led invasion of Iraq in 2003.(2) After the defeat of the Baathist regime, members of the Baathist party were banned from participating in the army or other government positions.(3) Dispossessed, marginalized, and subjugated under the U.S. occupation and subsequent Shi’ite-dominated Iraqi government of Iraqi Prime Minister Nouri al-Maliki, the former Sunni army personnel launched a protracted rebellion, with the insurgents taking on the name “alQaeda in Iraq” and later changing it to the “Islamic State of Iraq” (ISI).(4)

Meanwhile, the chaos in Syria, which began as protests against the Assad regime in 2011 and escalated to full-out civil war by 2014, presented ISI an opportunity to seize territory across the border.(5)

In 2014 ISI established its “capital” in the captured Syrian town of alRaqqah and changed the group’s name yet again to the “Islamic State of Iraq and Syria” (ISIS).(6) Soon thereafter, ISIS seized nearby Syrian oil wells and refineries, providing it with vast financial resources.(7) ISIS then turned its sights on Mosul, the second-largest city in Iraq, which fell to ISIS in 2014.(8) Following this, ISIS had access to hundreds of millions of dollars from banks, as well as tanks and armaments that it captured from the Iraqi army which fled Mosul with almost no fight.(9) With these vast financial and military resources, ISIS began to capture city after city in Iraq and Syria with ease.

Meanwhile, the Maliki government’s continued suppression of the Iraqi Sunnis enabled ISIS to sweep through Sunni areas in Iraq without much resistance because of resentment toward the ruling regime.(10) Experts believe the majority of top ISIS decision-makers are former members of Saddam Hussein’s army, intelligence, and security forces.(11) But during 2014, the ranks of ISIS swelled with as many as 10,000 foreign fighters from across the Arab world and Western Europe who were attracted to its fundamentalist ideology and string of military successes.(12)

The name Islamic State reflects the group’s avowed goal to establish an Islamic caliphate across the Eastern Mediterranean. In the lands it controls, ISIS has imposed repressive edicts and conditions on the inhabitants, similar to the Taliban’s former rule in Afghanistan. ISIS has beheaded thousands of Christians, Kurds and Shi’ites and destroyed Shiite shrines and archeological sites in areas under its dominion in Syria and Iraq.(13)

ISIS’s strategy of seizing and controlling territory in Iraq and Syria distinguishes it from the al-Qaeda network, which has focused on attacks on Western interests.(14) Due to ISIS’s divergent aims, tactics, and its ongoing conflict with the al-Nusra group (which was seen as the primary representative of al-Qaeda in Syria), in 2013 central al-Qaeda leadership disowned ISIS.(15) The United States thus found itself with three adversaries in the Syrian conflict: The Assad government, the al-Nusra (al-Qaeda) group, and ISIS.

The first U.S. airstrikes against ISIS were in response to a humanitarian catastrophe unfolding in northern Iraq in August 2014. After capturing nearby Mosul, ISIS forces attacked a number of towns in the Sinjar area populated by a Kurdish minority known as the Yazadis – killing thousands of men and capturing hundreds of women  and children as slaves.(16) When some 30,000 Yazadis took refuge on 4,800-foot Mount Sinjar, the ISIS forces cut off their means of egress from the mountain.(17)

At the time, Iraq had not yet given permission to the United States to use force in its territory against ISIS, but with the Yazadis’ water and food supplies dwindling, President Obama authorized airstrikes on the ISIS forces in order to save their lives, saying, “When we have the unique capacity to avert a massacre, the United States cannot turn a blind eye.”(18)

Meanwhile, under U.S. pressure, Iraqi Prime Minister Maliki stepped down a few days after the Yazadi operation, and was replaced by Haidar al-Abadi, who was seen as more moderate and more able to begin a reconciliation process with Sunnis.(19) At the request of alAbadi, the United States launched operation “Inherent Resolve,” consisting of widespread airstrikes on ISIS targets in Iraq in August 2014.(20) On September 19, 2014, France joined the United States in bombing ISIS in Iraq, and two weeks later the UK joined its two NATO allies in engaging in airstrikes in Iraq.(21)

Under international law, a State can use military force in another State’s territory in three situations:

(1) with the latter’s consent,

(2) with Security Council authorization, or

(3) when acting in self-defense against an armed attack.

Unlike Iraq, Syria has not consented to use of force against ISIS by foreign countries (other than Russia) in Syrian territory, and the U.S. State Department spokesman stated,  “We’re not looking for the approval of the Syrian regime.”(22) At the same time, with its permanent member veto, Russia blocked Security Council authorization to use force in Syria.(23) Russia has long been a strong ally of the Assad regime, which allows Russia to keep its only naval base outside the former Soviet Union at the Syrian Mediterranean port of Tartus.(24) Russia also seems motivated by the goal of frustrating U.S. policy in the Mideast.(25) The Russian Foreign Ministry has said that without a Security Council resolution, any strike against Syria would constitute an unlawful act of aggression.(26)

Nevertheless, without Syrian consent or Security Council authorization, on September 23, 2014, the United States began airstrikes on ISIS targets in Syria, supported by Bahrain, Jordan, Saudi Arabia, and the UAE.(27) Later, in February 2015 and April 2015, Jordan and Canada, respectively, joined the airstrikes against ISIS in Syria.(28)

U.S. aircraft participating in the strikes included F-15, F-16, F/A-18, F-22 fighter aircraft and B-1 bombers, as well as Tomahawk missiles deployed from US naval vessels in the Red Sea and North Arabian Gulf.(29)

From August 2014 through August 2015, the U.S.-led coalition had conducted more than 5,500 airstrikes on ISIS targets in Iraq and Syria, resulting in the deaths of over 15,000 ISIS fighters.(30) Despite American and British commanders’ claims of success,(31) ISIS’s forces reportedly grew to over 31,500 during the period of bombing, with a steady influx of recruits from around the world replacing ISIS casualties, suggesting that the war against ISIS is likely to be a lengthy one.(32) Then, on October 31, 2015, ISIS bombed a Russian jetliner over the Sinai desert, killing 224 passengers, and followed that up on November 13, 2015, by attacking a rock concert and sporting event in Paris, killing 130 and injuring 368 people.(33)

In response, on December 2, 2015, the U.N. Security Council unanimously adopted Resolution 2249, which determined that ISIS is “a global and unprecedented threat to international peace and security,” and called for “all necessary measures” to “eradicate the safe haven [ISIS] established” in Syria.(34)

Michael P. Scharf (How the War Against ISIS Changed International Law)

  1.  See Smith, supra note 5, at 1, 9.
  2. John M. Broder & Douglas Jehl, Iraqi Army: World’s 5th Largest but Full of Vital Weaknesses, LOS ANGELES TIMES (Aug. 13, 1990), available at http://articles.latimes.com/1990-08-13/news/mn-465_1_iraqi-army [https://perma.cc/E525-EHFE] (noting that the Iraqi army was the 5th largest in the world).2.
  3. See Smith, supra note 5, at 9.
  4. Smith, supra note 5, at 1
  5. 5.Id.
  6. 6.Id.
  7. Id. at 17.
  8. Martin Chulov, Isis insurgents seize control of Iraqi city of Mosul, THE GUARDIAN (June 10, 2014), available at [https://perma.cc/RD3V-N6JU].
  9. Smith, supra note 5, at 16-17.
  10. Id.at 24.
  11. Id. at 9.
  12. Id. at 20.
  13. Id. at 11.
  14. Smith, supra note 5, at 12.
  15. 15.Id. at 14.
  16.  Steve Hopkins, Full horror of the Yazidis who didn’t escape Mount Sinjar: UN confirms 5,000 men were executed and 7,000 women are now kept as sex slaves, DAILY MAIL (Oct. 14, 2014, 11:22 AM), http://www.dailymail.co.uk/news/article-2792552/full-horror-yazidisdidn-t-escape-mount-sinjar-confirms-5-000-men-executed-7-000-womenkept-sex-slaves.html
  17. Haroon Siddique, 20,000 Iraqis besieged by Isis escape from mountain after US air strikes, THE GUARDIAN (Aug. 10, 2014, 9:12AM),  [http://perma.cc/2WAR-D7M3].
  18. Helene Cooper & Michael D. Schear, Militants Seize of Mountain in Iraq is Over, Pentagon Says, N.Y. TIMES (Aug. 14, 2014),  [http://perma.cc/DP69-NY7D]; Helene Cooper, Mark Landler& Alissa J. Rubin, Obama Allows Limited Airstrikes on ISIS, N.Y. TIMES (Aug. 7, 2014),  [http://perma.cc/693E-LYVH].
  19.  Smith, supra note 5, at 24.
  20.  See Mills, supra note 4, at 6.
  21. See Smith, supra note 5, at 51-52.
  22. See generally Mills, supra note 4, at 55 (describing how the United States did warn the Assad regime about the imminent launch of airstrikes in September 2014 but did not request the regime’s permission).
  23.  Syria resolution authorizing military force fails in U.N. Security Council, CBS NEWS (Aug. 28 2013, 4:48 PM),  [http://perma.cc/3ZGZ-96HM].
  24. Smith, supra note 5, at 42.
  25. Smith, supra note 5, at 14.
  26. Somini Sengupta, A Host of Possible Objections to Expanded Airstrikes in Syria, N.Y. TIMES (Sept. 17, 2014),  [http://perma.cc/U5NT-ET95].
  27.  Julian E. Barnes & Dion Nissenbaum, U.S., Arab Allies Launch Airstrikes Against Islamic State Targets in Syria, WALL ST. J.,  [http://perma.cc/HF7MRGTJ].
  28. Mills, supra note 4, at 10-11
  29. Smith, supra note 5, at 53.
  30. Jim Michaels, 15,000 Killed, but ISIS Persists, USA TODAY (July 30, 2015, 5:55 PM), http://www.usatoday.com/story/news/world/2015/07/29/air-campaignkills-15000-isis-militants-pentagon-iraq-syria/30750327/ [http://perma.cc/6P6X-WR9L].
  31. Id.
  32. Id.
  33. See Armin Rosen, ISIS pulled off 2 of its most alarming attacks in the space of less than a month, FIN. TIMES (Nov. 18, 2015, 8:01 AM), http://www.businessinsider.com/isis-paris-plane-attacks-2015-11 [https://perma.cc/9M3M-3P9A] (last visited Dec. 19, 2015); Adam Chandler et al., The Paris Attacks: The Latest, THE ATLANTIC (Nov. 22, 2015, 4:58 PM), http://www.theatlantic.com/international/archive/2015/11/parisattacks/415953/ [https://perma.cc/NM9A-F695] (last visited Feb. 19, 2016).
  34. See S.C. Res. 2249 (Nov. 20, 2015), available at http://www.un.org/press/en/2015/sc12132.doc.htm [https://perma.cc/4GZM-WEYC]

Leave a Reply

Your email address will not be published.